Обзор фильма «Армия мертвецов». Снайдерапокалипсис

Сегодня уже не так часто вспоминают, что кинокарьера Зака Снайдера началась с «Рассвета мертвецов» — ремейка культового фильма 1978 года. И хотя критики встретили его радушно, да и кассу он собрал неплохую, многие поклонники оригинала называли новую версию бездушной подделкой. Их можно понять, ведь ремейк и впрямь далеко ушёл от замысла Джорджа Ромеро. На смену социальному комментарию, чёрному юмору и общей меланхоличности пришло брутальное и злое зомби-крошилово, приправленное безнадёгой и клиповым монтажом. Как бы там ни было, Снайдер заявил о себе, получил назначение на «300 спартанцев», а там уж понеслась… И вот, семнадцать лет спустя, после трагедии в семье и эпохальной драмы вокруг «Лиги справедливости» режиссёр вернулся к старым добрым зомби.

Обзор фильма «Армия мертвецов». Снайдерапокалипсис

Одной ненастной ночью возле Лас-Вегаса разбивается военный грузовик, из которого вылезает самый что ни на есть настоящий оживший мертвец. Его стараниями столицу казино в считанные часы накрывает зомби-эпидемия. Все попытки отбить город проваливаются, и тогда правительство решает попросту обнести его стеной. Скотт Уорд — бывший наёмник, который во всей этой суматохе потерял жену. Жизнь его тяжела и безрадостна: отношения с дочерью разрушены, работа поваром в забегаловке не приносит ни денег, ни удовольствия, а ночами мучают кошмары. Но вот однажды к нему заявляется миллионер Блай Танака и предлагает лихую авантюру: Скотт должен собрать команду, проникнуть за стену и забрать из хранилища в казино 200 миллионов долларов. Если всё получится, 50 миллионов он сможет забрать себе. Большой риск, большой куш — а терять, в общем-то, и нечего. Собрав группу, Уорд отправляется в город зомби.

Обзор фильма «Армия мертвецов». Снайдерапокалипсис

Лучшая часть «Армии мертвецов» — открывающие титры. И не потому, что весь остальной фильм так уж плох, а потому, что Снайдер создал маленький шедевр на уровне опенинга своих же «Хранителей». В нём есть хитовый шлягер, фирменное слоу-мо, фонтаны крови, чёрный юмор, яркие краски, эффектные образы и неповторимый колорит Вегаса. Собственно, большая часть кадров для трейлера позаимствована именно из этого клипа. Проблема в том, что зачин обещает несколько не ту картину, которая ждёт зрителя в дальнейшем. Сюжетно перед нами честная калька с «Чужих» Кэмерона или, скажем, с первой «Обители зла» Андерсона. Отряд головорезов отправляется в очень нехорошее место, чтобы выполнить задание с подвохом, а походу дела погибнуть в полном или почти полном составе, напоследок раздав люлей финальному боссу. Формула была эффективна и сорок лет назад, и двадцать, и сейчас тоже вполне может сработать. Главное, чтобы на месте были два компонента: запоминающиеся герои, на которых зрителю не до конца плевать, и бодрый экшен (желательно, с вкраплениями саспенса). Всё вышеперечисленное в «Армии мертвецов» есть, но будто бы на втором плане. На первый же, как ни странно, выходит драма. Перед нами самый персональный фильм Зака Снайдера: он выступил и постановщиком, и продюсером, и сценаристом, и даже — впервые в фильмографии — оператором. И так уж совпало, что снял он его вскоре после ужасной личной трагедии: суицида приёмной дочери.  В результате то ли сознательно, то ли случайно Снайдер сделал столпом истории проблемные взаимоотношения Скотта с его дочкой Кейт. И когда ближе к финалу главный герой просит прощения за то, что его не было рядом в трудную минуту, невозможно отделаться от мысли, что устами Уорда говорит сам режиссёр.

Обзор фильма «Армия мертвецов». Снайдерапокалипсис

Если вы думаете, что эта классная циркулярная пила, которая засветилась даже на постере, получит в фильме свою кровавую минуту славы, то ошибаетесь Терапия, если это действительно она, — дело, конечно, хорошее, но вся линия с дочерью нагружает картину не особо нужной и весьма посредственно написанной драмой. Зато она даёт Дэйву Батисте возможность наконец-то раскрыть свой актёрский потенциал. Ещё коротенький эпизод в «Бегущем по лезвию 2049» позволял понять, что бывший рестлер способен на большее, чем кривляться в гриме Дракса. «Армия мертвецов» это подтверждает. Батиста тащит весь фильм на себе, уверенно отыгрывая и обеспокоенного отца, и скорбящего вдовца, и верного друга, и брутальную машину для истребления зомби. Скотт Уорд едва ли встанет в один ряд с Эллен Рипли или Эшем из «Зловещих мертвецов», но следить за ним на экране приятно. Остальные члены команды тоже проработаны относительно неплохо: их запоминаешь если не по именам, то по отличительным чертам. Есть саркастичная лётчица, есть не менее саркастичный афроамериканец, который почему-то цитирует Джозефа Кэмпбелла (автора «Тысячеликого героя» — настольной книги чуть ли не каждого голливудского сценариста), ещё есть мексиканский видеоблогер и его подружка, явно списанная с Васкез из «Чужих», подозрительного вида подручный Танаки, а также блондинка-сталкер, знающая про Вегас больше остальных. Однако всё зрительское внимание крадёт Дитер: немецкий взломщик, которому очевидно досталась роль главного комика. Правда, нельзя сказать, что он безупречно с ней справляется, — его просто очень и очень много. Практически каждая сцена фильма сопровождается реакцией болтливого немца, что для одних будет плюсом, а для других поводом выключить фильм через полчаса. Ах, да, ещё есть дочка Кейт, но нужна она как раз для душевных терзаний Батисты и совершения глупостей, которые двигают сюжет дальше. А глупостей в «Армии мертвецов» полно. Если вы не готовы закрывать глаза на неурядицы, отсутствие логики и гигантские сюжетные дыры, к просмотру лучше даже не приступать. Тут то ли режиссёр и по совместительству сценарист окончательно забил на минимальную достоверность происходящего, то ли на Netflix вышла какая-то нескладно обрезанная версия, и в пору опять требовать «снайдеркат». Доходит до абсурда: некоторые сюжетные линии остаются вообще без всякого завершения, а персонажи, за судьбу которых зритель вроде как должен переживать, пропадают без следа.

Обзор фильма «Армия мертвецов». Снайдерапокалипсис

Если верить титрам, лидера мертвецов зовут Зевс. А казино, которое штурмуют герои, называется «Содом». Без отсылок Снайдер просто не может Фильм в принципе оставляет острое ощущение незавершённости. Всё в нём с припиской «почти»: герои почти харизматичные, шутки почти смешные, находки почти удачные. Например, умные и ловкие зомби, которые в своём познании настолько преисполнились, что организовались в самое настоящее племя с иерархией и традициями. У местного короля мёртвых даже есть целый набор атрибутов монаршей власти: туника, копьё и металлический шлем. Это любопытная и не избитая концепция, которая развивает идеи, заложенные ещё Джорджем Ромеро в его «Дне мертвецов» и «Земле мёртвых». Беда в том, что Снайдер с ней почти ничего не делает. Когда дело доходит до конфликта, зомби, как и везде, полагаются на численность и грубую силу, разве что теперь некоторые из них умеют уворачиваться и изредка пользуются подручными предметами (между прочим, вурдалаки были на это способны ещё в «Ночи живых мертвецов» 1968 года). То же и с зомби-тигром, которого гордо показывали в трейлере. Он появляется в трёх сценах, из них только в двух в принципе что-то делает и лишь в одной кого-то жрёт, после чего исчезает навсегда. Экшен в «Армии мертвецов» местами очень мясной и эффектный, но его почти всегда обрывают раньше, чем он достигает кульминации. Кажется, ещё чуть-чуть — и начнётся настоящее веселье, трэш и угар, обещанные в прологе. Вот сейчас… Ещё немного… В следующей сцене точно… И тут фильм кончается. Оказывается, просто неплохая перестрелка десятью минутами раньше и была тем самым гранд-финалом, к которому вели всю дорогу. Ещё к сомнительным аспектам ленты стоит отнести то, как она, собственно, снята. Давно известно, что чувство меры чуждо Снайдеру-режиссёру, но Снайдер-оператор о нём, кажется, вообще не слышал. Он так часто и так неуёмно играет с глубиной резкости изображения, что вам всерьёз может показаться, будто вы слепнете. Каждый кадр частично в расфокусе, задний план постоянно в «мыле», но это не технический брак, а авторское видение, которое полагается принять.

Всего через пару месяцев после всеми расхваленной монументальной «Лиги справедливости» Зак Снайдер выдал свой самый личный и вместе с тем самый неряшливый и самый неоднозначный фильм. Красивый и уродливый, душевный и пустой, чрезмерный и недоработанный. «Армия мертвецов» — это словно испытание веры для самых преданных фанатов. Дескать, вот он, Снайдер необузданный, Снайдер освобождённый, с полным карт-бланшем от Netflix и без всякого давления со стороны студийных боссов, которые не секут фишку. И, как показывают отзывы, далеко не все это испытание выдержали.