В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё. Когда представляешь себе пустыню, сразу всплывает образ — бескрайние пески и дюны, высеченные ветром острейшие скалы и редкие оазисы или речушки, встречающиеся на пути счастливому путнику. И всё же это только одна сторона этой изумительной монеты, которая удивит и северного домоседа, и любителя южных приключений. Ведь именно здесь, на бескрайних песчаных просторах (в последние три года — в Саудовской Аравии) проходит ралли «Дакар», привлекающее и профессионалов, и любителей. Многие из них хотят успеха, столь желанного чемпионства, но для ещё большего числа людей это возможность проверить себя на прочность, испытать невероятные ощущения и просто оценить красоту окружающего мира. И раллийный симулятор Dakar Desert Rally довольно успешно справляется с тем, чтобы порадовать и тех, и других — если набраться терпения и привыкнуть к особенностям игры.
Ветер за кабиною носится с пылью
Когда начинаешь знакомство с новым симулятором, который к тому же обещает быть по возможности реалистичным, всегда немного волнуешься: как много времени нужно, чтобы освоить его механики и начать получать удовольствие от процесса? Да и в целом, есть ли у тебя всё необходимое, чтобы играть так, как задумывали разработчики? Сразу отвечаем на последний вопрос: конечно, в идеале, чтобы у игрока был руль и педали, но Saber Interactive сделала Dakar Desert Rally дружелюбной и к обладателям геймпадов, и к тем, кто предпочитает стартовый набор PC — мышку и клавиатуру. Хотя с последними, конечно же, управлять местным транспортом заметно сложнее. К слову о транспорте, игра, как в настоящем «Дакаре», предлагает пять видов техники. Здесь и мотоциклы с грузовиками, и квадроциклы с автомобилями, и смесь двух последних, мотовездеходы SxS. Каждый вид по-своему уникален, и ты это сразу же чувствуешь: к примеру, юркие мотоциклы с лёгкостью проедут там, где пилоту «МАЗ» потребуется хирургическая точность, да и соперников обогнать на двухколёсном транспорте куда проще, но ему нужно уделять куда большее внимание на поворотах и при прыжках — попасть в аварию на нём в определённых ситуациях куда легче.
Вы наверняка быстро найдёте транспорт себе по душе. А чтобы легче было освоиться, разработчики подготовили три режима гонок: упрощённые спортивные заезды, где ты привыкаешь к управлению и физике, профессиональные заезды, где вам предстоит быть куда внимательнее и лучше слушать «голосового помощника», а также непосредственно симуляция. Для любителей хардкора, уставших от «аркадных покатушек». Таким образом, в Dakar Desert Rally вас ждёт действительно много гонок. Безумно много. Сначала вы проедете эту трассу на спортивном уровне сложности на мотоцикле. Потом, спустя какое-то время, вернётесь сюда же на квадроциклах. Потом на грузовиках и так далее. Научившись побеждать и немного заскучав, вы перейдёте на более высокий уровень сложности. Где вас ждут новые многочисленные заезды на всех видах транспорта. А потом вы захотите погонять с друзьями… И всё это в относительно открытом мире, где зачастую ты сам решаешь, как добраться из точки А до точки Я (желательно при этом заскочив в точки Б-Ю).
Когда игра позволяет, включайте вид с высоты вертолёта. Не пожалеете! В целом вы наверняка чаще будете ездить с видом из кабины, но иногда можно и побаловать эстета внутри. Если Dakar Desert Rally и может чем-то восхитить практически каждого, так это своим миром. Разработчики проделали невероятную работу: с самых первых секунд ты не можешь оторвать глаз от картинки, которая радует тебя и живописными пейзажами, и вниманием к деталям. Будь то день или ночь, ливень или снег (да, в пустыне крайне редко, но бывает очень даже снежно!), безжизненные пустоши или дороги близ поселений, вы не только не устанете смотреть на экран, но будете как можно лучше разглядывать окружение — ну, насколько это возможно на высоких скоростях. Поездки по дюнам на закате, поднимающийся в воздух песок под палящим солнцем, практически нулевая видимость ночью в снежную бурю… Всевозможные ситуации, в которых побывает игрок, заставляют желать о фоторежиме — которого, увы, в Dakar Desert Rally пока что нет, но разработчики планируют добавить его в будущем. Жаль, что фоторежима нет на старте. И всё же на не самых современных PC, если вы готовы немного пожертвовать качеством ради плавности, игра всё же выглядит замечательно.
Обращайте внимание на навигатор, а при необходимости включайте дворники или фары.
Слева поворот – осторожней, шофёр!
Красота красотой, но игра интересна прежде всего своими испытаниями и вызовами, которые она бросает игроку. Здесь практически нет асфальта, да и в округе нет кучи специалистов, которые за секунду приведут тебя в форму. Если ты участвуешь в гонках «Дакар», готовься к тому, что тебе будет сложно, а любая ошибка может быть фатальной. Стартовав и разогнавшись на первой прямой, смотри вдаль, потому что рано или поздно тебя ждёт поворот, который несёт и угрозы, и возможности. С одной стороны, ИИ противников здесь зачастую хромает, и в сложных ситуациях, когда твои соперники лишь останавливаются и пытаются вернуться на колею, ты можешь постараться обогнать тех, кому не повезло. С другой же, чтобы получить преимущество, нужно уметь самому предвидеть и справляться с трудностями, вовремя тормозить, заранее поворачивать или по-своему строить свой маршрут так, чтобы по итогу не оказаться в конце хвоста.
Порой получается очень эффектно срезать. Сама суть гонок в Dakar Desert Rally представляет собой езду от вейпоинта до вейпоинта — шаг за шагом до самого финиша. Но есть пара нюансов. Так, вейпоинты видны только на самом лёгком уровне сложности, на остальных тебе придётся доверять своей машине, навигатору или журналу с пометками. И на самом деле тебе не нужно проезжать по каждой точке — одну или две ты можешь с лёгкостью (как правило, из-за того, что очень легко сделать ошибку) пропустить. Так что даже если ты в конце концов приедешь первым, за каждый пропущенный вейпоинт тебе начислят штрафные минуты — и в таблице лидеров ты окажешься на несколько позиций ниже. Кроме того, замедлить гонщика в пути могут как банальные и ненавистные камни или деревья, после столкновения с которыми повезёт, если машине не будет требоваться ремонт, или условные озёрца, во время пересечения которых ты снижаешь скорость. Или те же дюны — разгоняешься, прыгаешь, а потом оказываешься на правом или левом боку. Когда состояние машины становится критическим прямо во время заезда, не обойтись без ремонта в полевых условиях. Если финиш ещё далёк, лучше воспользоваться этой возможностью, но по итогу к твоему времени, затраченному на поездку, добавят и критически важные секунды — штраф за тот самый ремонт. Поэтому лучше ездить аккуратно, не разбивать стёкла или фары, а ремонтом заниматься на базе.
После заезда (и это ещё далеко не худший вариант) и после ремонта.
Как-нибудь дотянет последние мили
Прийти первым в Dakar Desert Rally может даже аутсайдер, стартовавший на шестнадцатой позиции. Даже пилот, решивший интереса ради устроить симулятор FlatOut (не идеальный, но вполне себе) или GTA, а также исследующий мир за пределами трассы. Да, большой, но ограниченный: отъедешь слишком далеко от основного маршрута — тебя телепортирует обратно. На показателе с левой стороны экрана видно, как далеко соперники. И даже если вдруг кажется, что они уж слишком впереди, не стоит сдаваться: практика показывает, что в любой ситуации может произойти благоприятный для вас исход: крупная авария, неудачный подъём или спуск с горы или пресловутый резкий поворот, с которым не справятся соперники. Так что не спешите нажимать «рестарт» и с яростью выключать игру из-за отставания и очередной ошибки: она сделает вас опытнее и успешнее в будущем.
А справа можно увидеть тех, кто находится перед тобой и сразу за тобой: в данном случае автора статьи только что обогнали. Ведь не факт, что другие ИИ-пилоты не совершат промах масштабнее и эпичнее, запросив ремонт и получив кучу штрафного времени. И, приехав четвёртым, вы обнаружите себя на вершине — а значит вас ждёт больше очков опыта и очков Dakar, открывающих новые трассы и возможности (в том числе игру в режиме симулятора), а также позволяющих приобретать новые или ремонтировать текущие транспортные средства. При этом расширять свой гараж можно и бесплатно, успешно завершая этапы и получая возможность либо пополнить счёт очков Dakar (чтобы потом купить то, что тебе нужно), либо свой автопарк. Спонсоры не всегда предлагают то, что ты хочешь, но если это произойдёт, для участия в полноценных соревнованиях сначала надо будет пройти квалификацию, пробную гонку.
Твой надежный друг и товарищ мотор
Заполучив несколько автомобилей, квадроциклов и мотоциклов, вы сможете в некоторой степени изменять их характеристики в зависимости от ситуации: где-то вам потребуется максимальная скорость, а где-то предпочтительнее хорошая управляемость. Так что характеристики транспортных средств (которых, то есть настраиваемых характеристик, здесь на самом деле довольно немного) можно будет менять хоть после каждого заезда. Кроме того, интерфейс игры помогает геймерам периодически всплывающими подсказками о том, куда предстоит ехать, насколько крутой будет поворот или какая опасность ждёт впереди. Есть и довольно очевидные зелёные стрелки, чтобы вы были готовы к смене направления, и условные обозначения, к примеру, подъёма или спуска, кочек, водоёма и так далее — обо всём этом написано в самой игре. Казалось бы, очевидный плюс, но Dakar Desert Rally не переведена на русский язык, так что с некоторыми терминами придётся разобраться самостоятельно. Так или иначе, как правило, многое понятно просто из визуала, поэтому смотрите вперёд и по сторонам, замечайте, в каком направлении (градусы прилагаются) находится следующий вейпоинт и что вас ждёт на пути.
Проведя в Dakar Desert Rally несколько часов, я понимаю, что игра действительно увлекает — и может увлечь ещё сильнее, если не гонять по пустыне дни напролёт: лучше немножко сегодня, немножко завтра, а потом ещё раз вместе с друзьями — и путешествие в Саудовскую Аравию может продлиться месяцы, а то и годы. Самое главное — желание разобраться в том, как устроена игра, не бояться совершать ошибки и получать удовольствие от хорошо сделанного и симпатичного гоночного симулятора. Который может утомить или наскучить, чтобы взбодрить и снова увлечь уже через несколько минут.