Обзор фильма «Главный герой». Первому NPC приготовиться

У режиссёра Шона Леви есть примечательная особенность: когда бы вы впервые ни увидели его фильм, вам может показаться, что вы на нём выросли. Будто откопали на антресоли потёртую кассету или старенький диск «6 в 1» и теперь ностальгируете в своё удовольствие. Что «Ночь в музее», что «Живая сталь» с Хью Джекманом удивительно старомодны для своего года выпуска, причём не в техническом плане, а именно в сюжетно-смысловом. Есть в них эта спилберго-коламбусовская атмосфера фильмов из девяностых, наивных и тёплых. Ей же пропитана и последняя на сегодня работа Леви — «Главный герой».

Мегаполис Фри Сити — место весьма необычное. Здесь по улицам шагают боевые роботы и разъезжают танки, между небоскрёбами летают реактивные самолёты, а население делится на две категории: одни просто живут и работают, а вторые, в тёмных очках, творят всё, что вздумается. Могут избить, могут расстрелять, могут взорвать — и ничего им за это не будет. Впрочем, их жертвы воскресают на следующий же день, так что невелика беда. Да и вообще так заведено. Вот и парня по имени Парень всё устраивает. Каждый день он просыпается под одну и ту же попсовую песенку, берёт в кафешке один и тот же кофе и до вечера работает в одном и том же банке, который стабильно грабят. Но рутина Парня не тяготит, в отличие от гнетущего одиночества. Всё меняется, когда он встречает её — воинственную красавицу в тёмных очках. Одна короткая встреча заставляет Парня взглянуть на жизнь иначе, захотеть большего и в конечном счёте перевернуть сразу два мира — игровой и внешний. Как уже было сказано, несмотря на выбранную тему и обилие актуальных отсылок, «Главный герой» ощущается фильмом чуть ли не из ранних нулевых. Отчасти потому что Райан Рейнольдс выглядит так, будто «Король вечеринок» вышел максимум лет пять назад, а отчасти из-за страсти создателей к референсам. Уж на что «Первому игроку приготовиться» был лоскутным одеялом из отсылок и заимствований, даже его труднее подловить на списывании, чем ленту Шона Леви. В единую картину сливаются и «Последний киногерой», кстати, того же сценариста Зака Пенна, и «Плезантвиль», и «Тринадцатый этаж», и «Мир Дикого Запада». Но совсем уж не таясь авторы цитируют шедевральное «Шоу Трумана» — из него «Главный герой» тащит целые сцены, да так, что неясно, где заканчивается оммаж и начинается плагиат.

Обзор фильма «Главный герой». Первому NPC приготовиться

«Призрачный патруль» доказал, что не каждый фильм Рейнольдс может спасти своим обаянием, но «Главного героя» актёр вытащил без труда Впрочем, весь этот калейдоскоп знакомых образов не вызывает отторжения. Напротив — узнавание может подарить чувство комфорта, ведь вы получаете от фильма ровно то, что ожидаете. В данном случае — лёгкий комедийный боевик с игровыми отсылками и обязательной романтической линией. В каждой из этих категорий картина Шона Леви как минимум компетентна. Пожалуй, дольше и мучительнее всего «Главный герой» разгоняется как комедия. Он явно носит на себе печать фильма, который взрослые дяденьки из киноиндустрии создавали для тринадцатилетних мальчишек и тех, кого они притащат в кино. А потому шутки по большей части выверенные, безобидные и вызывают в лучшем случае лёгкую улыбку — и то стараниями Райана Рейнольдса. Но ближе к финалу юмор становится чуть зубастее, что особенно заметно на контрасте, а несколько удачных гэгов оттеняют проходной материал. С экшеном всё плюс-минус ровно, и примечателен он, прежде всего, в плане концепции. В конце концов действие разворачивается внутри игры, где действуют совсем иные законы физики и здравого смысла. Конечно, финального побоища из того же «Первого игрока» вы тут не увидите, но пару зрелищных заруб «Главный герой» предложить может. А вот с игровой репрезентацией всё опять неоднозначно. Та самая Free City, внутри которой обитает Парень, вроде бы списана с GTA Online, но при этом набита совершенно абсурдными механиками. Персонажи периодически бросаются словами типа «NPC», «скин» и «хаб», однако в плане аутентичности «Главный герой» ушёл немногим дальше третьих «Детей шпионов». Впрочем, когда видишь, как на заднем плане игрок безуспешно пытается запрыгнуть на какой-нибудь слишком высокий ящик, на сердце становится теплее. Таких знакомых мелочей набирается достаточно, чтобы закрыть глаза на некоторые нелепости.

Обзор фильма «Главный герой». Первому NPC приготовиться

Жадный корпоративный босс в исполнении Тайки Вайтити не похож ни на одного реального CEO из игровой индустрии. Но оно и к лучшему — Вайтити харизматичнее их всех Хотя на самом деле ваше впечатление от «Главного героя» зависит не от того, насколько вы разбираетесь в видеоиграх, а от того, как воспринимаете ромкомы 90-х. Ведь именно из их выжимки состоит тот клей, что соединяет все части фильма воедино. В своей основе это всего лишь история про парня, который с первого взгляда влюбился в красавицу и ради неё решился на подвиг. Все экзистенциальные вопросы, все подколки в адрес большого бизнеса, коих здесь тоже предостаточно, смешаны в неравных пропорциях с морально устаревшей мелодрамой. Древние клише про счастье, которое всегда было так близко, и силу признания в любви здесь представлены в первозданном виде. Но если у вас нет аллергии на голливудские мифы и патоку, это, опять же, может поднять настроение. В этом весь «Главный герой». При желании картину Шона Леви можно разнести в пух и прах за манипулятивность, шаблонность, вторичность, неискренность. Но совершенно не хочется. Как не хочется всерьёз критиковать фильмы из детства, какими бы посредственными они на самом деле ни были. «Главный герой» отправляет зрителя в мир, где всё просто и знакомо, и за это путешествие многие наверняка будут благодарны.